Наверх
Платежные решения для всех типов интернет-бизнеса
← Все материалы раздела
19.06.2017

Бизнес в ожидании онлайн-касс: какие есть проблемы и как их обойти?

С 1 июля 2017 года в силу вступают поправки к Федеральному закону №54-ФЗ, согласно которым все предприниматели должны перейти на использование онлайн-касс. Переход происходит не во всем гладко, хотя крупные игроки рынка уже отчитываются о готовности к новым правилам. Где еще существуют проблемы, и как их устранить?

Разговоры о переходе на новое кассовое оборудование начались еще несколько лет назад: в 2014-2015 годах продавцам предлагалось принять участие в своеобразном альфа-тестировании нового оборудования. Поправки, с момента начала их обсуждения, активно критиковались представителями сферы, проходили открытые обсуждения и анализ будущих изменений. В 2016 году изменения в №54-ФЗ приняли, и была объявлена дата их вступления в силу.

Более детально ознакомиться с текстом Федерального закона №54-ФЗ можно 
по этой ссылке. Основная же идея нового федерального закона заключается в том, что определенный перечень предприятий классической и онлайновой торговли обязывают внедрить новый тип касс для ведения учета. 

Кроме этого, законом описывается и новая структура для обеспечения работы описываемой системы – оператор фискальных данных (ОФД), который будет выступать в роли посредника между кассовым аппаратом предпринимателя и базой данных ФНС. По задумке законодателей за переходный период, который продлится два года, все торговые точки, оснащенные кассовым оборудованием, должны провести модернизацию согласно вышеупомянутым поправкам.

Эта законодательная инициатива имела  несколько предпосылок. Первая – автоматизация учета, которая выглядит логично на фоне все нарастающей интеграции, например, электронного документооборота и поэтапного отказа от бумажных носителей. Вторая – контроль над доходами и расходами налогоплательщиков для создания более прозрачной картины движения средств. С позиции государства нововведения позволят снизить «серый» денежный оборот и сделать экономику более прозрачной.

У перехода на онлайн-кассы есть и ряд проблем исключительно технического и организационного характера. Первой на ум приходит доступность новых касс и модернизация уже имеющихся. 

Производители кассового оборудования еще в апреле заявили, что многократно увеличили собственные мощности по производству кассовой техники: с 200 тысяч единиц в год до 400 тысяч единиц в месяц. Но этого недостаточно. В России зарегистрировано около 10 миллионов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Даже если новые кассы понадобятся только четверти из них, то производители просто не успеют изготовить 2,5 млн аппаратов до 1 июля 2017 года. Этот вопрос не единожды всплывал во время обсуждений поправок в закон. Плюс к этому на старте внедрения онлайн-касс будет критически не хватать специалистов по их настройке, о чем не единожды упоминалось в ходе обсуждения.

Так как же избежать штрафов и прочих санкций за неисполнение нового законодательства в срок? 

30 мая 2017 года ФНС выпустила 
пресс-релиз со ссылкой на письмо минфина, в котором сообщает, что под санкции со стороны государства не попадут те предприниматели, которые предприняли все необходимые действия по обеспечению внедрения онлайн-касс. Главным аргументом станет договор с производителем о поставке нового оборудования или модернизации старого. Также санкции не будут применяться к организациям, перечисленным в статье 2 Федерального закона №54-ФЗ и организациям, которые находятся в удаленных регионах и не могут получить стабильный доступ к сети Интернет.

Кроме закупки оборудования существует еще и проблема человеческого фактора. Переход на онлайновые кассы – это не только замена оборудования, но и подписание договора на обслуживание с одним из десяти сейчас существующих ОФД, обучение персонала, корректное обновление протоколов работы оборудования и подключение его к сети Интернет. 

Также существуют дополнительные расходы по обеспечению работы онлайн-касс. Обслуживание со стороны ОФД предоставляется далеко не бесплатно: за каждый кассовый аппарат, подключенный к системе, придется платить около 3 тысяч рублей ежегодно. В эту цифру не входит оплата работы специалистов, которых, вероятнее всего, придется привлекать со стороны для отладки и сопровождения системы. В среднем, разовые расходы по установке новой онлайн-кассы и ее подключению будут составлять от 20 до 40 тыс рублей (в зависимости от модели аппарата), плюс ежегодные расходы на связь, оплату услуг ОФД, плановое обслуживание и обновление программного обеспечения кассы, которое сейчас активно меняется и дорабатывается производителями.

Еще одна проблема грядущей модернизации – отсутствие четкой документальной базы и подзаконных актов, которые были бы понятны и прозрачны для бизнеса любых размеров и категорий. Вероятно, связан этот «правовой вакуум» с тем, что поправки в закон все еще официально не вступили в силу и все – как бизнес, так и государство с регулирующими органами – находятся в ожидании первых отзывов сектора. Уже на основе собранной статистики и будет производиться «доводка» нового текста Федерального закона №54-ФЗ на уровне подзаконных актов и разъяснений.
Согласно статистике, собранной PayOnline, к модернизации и вступлению в силу поправок в закон готовы далеко не все. Так, все еще рассматривают возможные варианты и решения 52% ритейлеров, еще 40% отложили решение этого вопроса до 1 июля 2017 года, а полностью готовы работать по новым правилам 
только 8% опрошенных организаций. Необходимо отметить, что из тех компаний, что ждут 1 июля или рассматривают возможные варианты, 12% все же закупили новое оборудование и частично готовы к переменам.

У онлайн сегмента торговли чуть больше пространства для маневра, чем у традиционной торговли. Так, решение вопроса соответствия касс новым требованиям онлайн-проекты могут отдать на аутсорс, что и отразилось на результатах опроса. Решение заплатить другой компании за решение проблем с подключением к новой системе приняли 
больше половины опрошенных мерчантов. Из них воспользуются помощью поставщика кассового оборудования – 24%, через одного из платежных партнеров – 29%. Не определились со своим выбором 14% опрошенных мерчантов, а еще 24% заявили, что проведут модернизацию целиком своими силами. Показательно то, что 52,5% онлайн-проектов планирует закупать универсальные кассы, которые позволяют вести дела как в сети Интернет, так и в офлайне. 

Если резюмировать все проблемы, с которыми столкнется бизнес в ближайшее время при переходе на онлайн-кассы, то можно выделить:

  • очереди на закупку или модернизацию оборудования;
  • необходимость заранее заключить договор с производителем касс для того, чтобы избежать штрафов;
  • крупные разовые расходы на обновление парка касс (замена одного аппарата с подключением обойдется в 20-40 тыс рублей и более);
  • дополнительные расходы на связь и ежегодную абонентскую плату ОФД;
  • нехватку квалифицированных специалистов;
  • необходимость обеспечения стабильного доступа к сети Интернет всех ККТ;
  • отсутствие регулирующих подзаконных актов, которые бы четко описывали права и обязанности бизнеса в различных ситуациях;
  • не до конца прозрачная ситуация с удаленными регионами, где существует проблема с доступом в сеть Интернет, и критерии отбора подобных мест;
  • множественные риски, связанные с человеческим фактором.

Чем новые поправки будут полезны бизнесу?

Однако не стоит считать, что поправки в закон несут только проблемы для бизнеса. Очевидный плюс – это автоматизация расчетно-кассового учета. Использование онлайн-касс сулит бизнесу не только прозрачность в отчетности и своевременную подачу данных в ФНС, но и отказ от ведения кассовых книг. Последнее – один из основных плюсов данной системы наравне с моментальной отчетностью, так как этот аспект устраняет человеческий фактор при заполнении документов и поможет избежать ошибок. Кроме этого, централизация данных о проведенных платежах через ККТ упростит ведение бухгалтерского учета, что позволит снизить издержки на этом дорогостоящем виде обслуживания. 

Получение же ФНС данных о продажах в режиме онлайн и достижение прозрачности в этой сфере в итоге может привести к сокращению числа проверок со стороны ведомства с целью выявления нарушений. Единственное, что нужно будет обеспечить бизнесу – бесперебойную и правильную работу онлайн-касс, то есть обеспечить доступ к сети Интернет, проводить плановое обслуживание и своевременно обновлять протоколы обмена данными между кассой и ОФД. Для крупных же игроков рынка, чьи парки кассового оборудования насчитывают сотни или тысячи единиц, видятся пакетные решения вместо отдельной оплаты за подключение и обслуживание каждой кассы.

Также бизнесу становится доступна услуга аренды онлайн-кассы, позволяющая снять «головную боль» с предпринимателя в виде: поиска и покупки имеющейся в продаже онлайн-кассы, обеспечения бесперебойной работы и подключения к сети Интернет, технического обслуживания. Кроме этого, затраты на онлайн-кассу распределяются на ежемесячные, относительно небольшие, платежи, вместо единовременного при покупке кассы.

Общее настроение сектора сейчас можно охарактеризовать как выжидающее. Все участники рынка, которых коснутся изменения существующего законодательства, в той или иной степени готовятся к модернизации старых или внедрению новых касс, а также ожидают первых результатов работы новой системы отчетности. 

Полностью безболезненным переход на ККТ нового образца назвать нельзя: это дополнительные расходы на модернизацию, оборудования до 1 июля 2017 года на всех не хватит, опытных специалистов на рынке не много. Но об эффекте поправок в Федеральный закон №54 можно будет с уверенностью говорить только в начале 2018 года. Сейчас же можно ответственно заявить, что бизнесу предоставлена возможность работать без опасения санкций со стороны государства в новых условиях.



Мария Горячева 
директор по продуктам процессингового центра PayOnline для New Retail

Калькулятор тарифа

Рассчитайте примерный размер комиссии за интернет-эквайринг с учетом особенностей вашего бизнеса.

Компания зарегистрирована
Тип бизнеса
Страна
Ежемесячный оборот
Ежемесячный оборот
Ежемесячный оборот
Ежемесячный оборот
Ежемесячный оборот
Ежемесячный оборот
Ежемесячный оборот

По предварительным расчетам ваша эквайринговая комиссия составит


Плата за транзакцию:
Абонентская плата:
Данный расчет является предварительным.
Более точную информацию вы сможете получить после подачи заявки.
E-Commerce
Другие отрасли
Месячный
оборот, руб.
Ставка
комиссии
Абонентская
плата, руб.
< 100 тыс. 2,9% 2990
100–200 тыс. 2,9% 1990
200–300 тыс. 2,9% 990
300–500 тыс. 2,9% 0
0,5–1 млн 2,8% 0
Месячный
оборот, руб.
Ставка
комиссии
Абонентская
плата, руб.
1–5 млн 2,7% 0
5–10 млн 2,6% 0
10–20 млн 2,5% 0
20–50 млн 2,45% 0
более 100 млн индивидуальные условия
Месячный оборот, руб. ЖКХ Авиакассы GDS
< 1 млн 1,5%* 2,3%* 0,8%
1–3 млн 1,4% 2,2% 0,7%
3–10 млн 1,3% 2,1% 0,6%
10–30 1,2% 2,0% 0,5%
30–100 1,1% 1,9% 0,4%
*Абонентская плата 1990 руб./мес. при обороте менее 400 000 руб.
Европа
Казахстан
Кыргызстан, Таджикистан
Азия
Месячный оборот безналичных платежей, € Ставка комиссии
(EUR, USD, GBP, PLN, CZK, DKK, NOK, SEK)*
Ставка комиссии
(RUB, CHF)*
< 50 тыс. 2,7% 3,2%
50 тыс. – 150 тыс. 2,6% 3,1%
> 150 тыс. 2,5% 3,0%
* При среднем чеке ниже 25€ взимается дополнительная плата за транзакцию в размере 0,15€.
Месячный оборот безналичных платежей, тенге Ставка комиссии
< 5 млн 2,8%
5 – 15 млн 2,6%
15 – 25 млн 2,5%
> 25 млн Индивидуальные условия
Страна Ставка коммиссии
Кыргызстан 4,0%
Таджикистан 4,0%
Месячный оборот безналичных платежей, $ Ставка комиссии
(HKD, USD, EUR, SGD, RUB, JPY, CNY)
Стоимость транзакции, $
< 50 тыс. 4,5% 0,30
50 тыс. – 150 тыс. 4,2% 0,30
> 150 тыс. 3,8% 0,30

В таблице представлены базовые тарифы. Ваша ставка может быть ниже – узнайте ее, подав заявку на подключение.

Внимание! Все расчеты являются предварительными! Более точную информацию вы сможете получить после подачи заявки на подключение.